Irka Не,не получается.Высылал уже спецам
.
Перепечатал заново.
Перевод постарался сделать доступным для нашего уха,поэтому некоторые вещи описывал теми терминами,к которым привыкли мы. Возможно для многих прочитанное покажется достаточно очевидным и лёгким,кто имеет фундаментальные знания в области дрессировки.
Тем не менее думаю,эта лекция будет полезна на форуме. Особенно для новичков. А может и "зубры" переосмыслят некоторые свои взгляды;-).
Стенограмма лекции доктора Эстер Шальке. По теме:
Сочетание обучения и поведенческих реакций у собаки непосредственно в работе при ежедневном тренинге.
Необходимые условия для успешного обучения: 1.Теоретически е знания методов обучения.
2.Структура в обучении.(чему я сегодня хочу бучить и как я это буду делать?).
Обучение. -Обучение означает адатпатцию поведения к условиям окружающей среды.
-Обучение служит оптимизации состояния собаки.
-Обучение просходит 24 часа в сутки,7 раз в неделю( конечно же с постепенной и последовательной нагрузкой относительно возраста).
-Ответная реакция организма на внешние раздражители воспринимаются всеми органами (жесты ,голос,запах и т.д.)
Пример: на тренировках собака работает отлично.На соревнованиях стадион полон новых запахов (еда,чужие люди/собаки),звуки и т.д. Очень быстро собака понимает,что эти изменения имеют диаметрально противоположный эффект:я должна работать точно так же,как и на тренировке,но за это я не получу поощрения!
Индивидуальные особенности.
Под индивидуальными особенностями подразумевается основной мотив животного-пердать свои гены в последующие поколения.
Из этого вытекают следующие потребности:территория,еда,вода,поиск партнёра ля спаривания или защита его от конкурентов.
Для этого необходима агрессия.
Наши собаки сегодня ни в чём не нуждаются:ни в мягкой чистой подстилке,ни в игре(если собаке нравится,то мы бросаем ей тут же мяч,как только она его приносит к ногам),ни во внимании(как только собака ложит голову к нам на колени мы уже автоматически её начинаем гладить), ни в еде(миска постоянно наполнена). Всего этого мы лишили собаку(примеч: имеется ввиду лишили собаку бороться за место под солнцем).
Но собаки могут работать за получения своих ресурсов.Например еда не находится не в миске,а деется маленькими порциями из рук в качестве поощрения в течении дня за нужное нам поведения. При этом нужно оставаться последовательным,не сдаваться уже в конце первого дня,если собака ничего не хочет делать за корм. Все должны есть! Рано или поздно,даже если в самых экстремальных случаях на это понадобиться 2 недели!
Ассоциации. Два события,которые происходят одновременно или в очень короткий промежуток времени,соеденяются в мозгу воедино.(примеч:по нашему-образовывается условный рефлекс на команду).
Воздействие на собаку проводника после подачи команды должно происходить в идеальном варианте ч-з 1 секунду. В любом случае не позже трёх секунд. Если это происходит позже трёх секунд-у собаки не возникнет взаимосвязи между её поведением и поощрением(или наказанием! (примеч: вспомните нашу дискуссию о наказании собаки за неообегание предыдущего укрытия путём выхода помощника из рабочего;-)).
Классическое обучение. Ответная реакция организма на незнакомые ранне для него раздражители.
-Когда щенок мочится,слси в этот момент говорить»писай»,рано или поздно произойдёт взаимосвязь между «командой» и действием и в будущем достаточно сказать «писай»,и щенок уже будет знать чего от него хотят.
-Каждый раз,когда миска наполняется кормом,у собаки начинается увеличиваться слюноотделение. Позже слюна будет выделятся просто при звуки наполнения миски.
-Одевание одной и той же одежда перед прогулкой с собакой связывается воедино и собака начинает суетиться,когда мы одеваем эту одежду.
-Кликер(вначале клик,потом еда. Не наоборот!) И никогда после клика не забывать поощрять собаку!
-Собака не «умеет» делать ничего иного,кроме как рефлекторно реагировать на раздражители.
Интструментальное/оперантное обучение. Устанавливаются ассоциации между определённым поведением собаки и ответной реакцией окружающей обстановки на это поведение.
Собака учится исходя из последовательности своих действий(находя преимущества и недостатки,т.е. поощрение и наказание).
Пример при работе с кликером:собака с помощью кликреа «наощупь» ищет пути показа того поведения,которое от неё ожидают. Если она не делает ничего или делает неправильно-нету клика,а значит и поощрения(=наказание).
Поощрение и наказание. Поощрение и наказание-это мотивация для собаки показывать чаще или реже определённое поведение.
Поощрение побуждает собаку показывать определённое поведение чаще.
Наказание побуждает собаку показывать определённое поведение реже.
(например прерывать поведение:щенок писает на ковёр-поднимаем его,выносим с этого места=поведение прервано. Или второй вариант-лишаем собаку поощрения-собака не выполнила команду=нету лакомства).
Исходя из этого есть позитивное подкрепление(добавляем что-то приятное) и негативное поощрение(лишаем чего-то неприятного).
Так же есть позитивное наказание(добавляем что-то неприятное) и негативное наказание(лишаем чего-то приятного).
«Добавлять что-то приятное» и «лишать чего-то неприятного»-самые эффективные виды поощрения и наказания.
Когда собака лишается чего-то приятного ,ожидания собаки не оправдываются-собака фрустрируется. Каждая собака по разному реагирует на фрустрацию,и имеет свои границы фрустрации.
Контекст обучения. Собака обучается по определённым правилам,это означает,что в обучении все раздражители внешней среды имеют значение.Собака не может вначале «отфильтровывать» ненужные в работе раздражители. В связи с этим новые ситуации нужно отрабатывать по возможности с наименьшим кол-вом внешних раздражителей. И только при надёжном и безошибочном выполнении упражнения постепенно добавлять внешние раздражители,продлевать время выполнения упражнения и его кол-во исполнений.
Не иметь при себе поощрение всегда при тренировке упражнений. Очень быстро собака начнёт перед тренировкой «тестировать « проводника носом,проверяя,есть запах еды или игрушки у него,и соответственно стоит ей работать,или нет.
Привыкание. Под привыканием подразумевается адаптация организма к определённым раздражителям,которые в дальнейшем не играют для животного никакой роли,поскольку для животного эти раздражители не имеют более никакого значения.
При этом нельзя поощрять всё подряд,в надежде на то,что тот или иной раздражитель перестанет быть интересен собаке.
Пример:проезжающий мимо трамвай. Если собака его боится.,и проводник в надежде на то,чтобы собаку отвлечь от него,дает собаке лакомство-происходит в дальнейшем следующее: при приближении трамвая собака начинает требовать от проводника лакомство. В таком случае нужно просто идти как ни в чём не бывало,добавляя своим поведением уверенности собаке,как бы говоря своим видом «ничего страшного,не обращай на это внимание».
Привыкание не следует отождествлять с отвлечением!
Пример:кобель швыряется на проходящих мимо собак. Если проводник будет в таком случае пытаться отвлекать собаку лакомством,рано или поз дно она свяжет это так: «корда я отвлекаюсь на собак-получу за это лакомство». Вместо этого нужно потребовать от собаки выполнение альтернативного поведения,и за это нужное поведение собаку поощрить. В следствии этого собака будет отвлечена от другой собаки ,но поощрена уже сов сем за другое(за то,что она непосредственно выполнила).
Повышение чувствительности. Это противоположно к привыканию:
Происходит не привыкание,а на оборот повышение реакции на раздражитель.
Это происходит при раздражителях,которые сигнализируют опасность для организма.
Нормальная реакция на раздражитель:
Раздражитель-сильное возбуждение-быстрый возврат в нормальное состояние при исчезновении этого раздражителя.
Проблемная реакция на раздражитель:собака реагирует на следующий раздражитель,не успев высвободится/успокоится от предыдущего. Фаза успокоения происходит слишком долго.
Скрытое торможение. -Подобно привыканию.
-Определённые раздражители теряют своё значение,поскольку они использовались для собаки без подкрепления.
Пример с командой сидеть:щенок ещё не знает значения этой команды,а проводник вместо воздействия на собаку всякий раз после команды вместо этого говорите ей сидеть-сидеть-сидеть.Для собаки это звучит просто как фоновый шум «бла-бла-бла»…
Поэтому не вводите команды в обучении слишком рано,и не используйте их слишком расточительно!
-В отличии от привыкания ,скрытое торможение имеет меньше шансов «спонтанного выздоровления».
-Многие команды используют слишком часто и слишком размыто. Например иди ко мне .
-Люди слишком мало себя контролируют в разговоре,и команда перестаёт быть маркером для собаки. Например подают команду агрессивным тоном «иди сюда ко мне».
Слишком много людей пытаются разговаривать с собакой вместо того,чтобы её обучить.
Угасание.
Классическое обучение:если команда в 50% и более не подкрепляется-происходит угасание рефлекса.
Инструментальное обучение:если на выполнение команды нет реакции (не важно поощрения или наказания) из окружающей среды-поведение угасает.
При самомподкреплении поведения помогает только «позитивное наказание».
Влияющие факторы. Мотивация.
Состояние собаки(например голодная собака работает лучше,чем сытая.Голодная должна заработать свой ресурс.
Уровень состояния должен бать достаточно мотивированным для поощрения.
В первую очередь проводник должен убедится в том,что он правильно и понятно подаёт собаке команду. И его жесты не противоречат упражнению/команде.
Если с этим всё в порядке,то следует учесть ещё 4 фактора:
1.Наказание должно произойти настолько бістро,чтобы у собаки установилась взаимосвязь( не болем 3х сек.).
2.Наказание должно быть достаточно сильным,чтобы прекратить нежелательное действие,ноне настолько сильным,чтобы собака эмоционально рассыпалась(=безинициативности собаки=растерянности=демонстрация поведения избежания).
3.Наказание должно следовать каждый раз,когда демонстрируется нежелательное поведение.
4.Наказание можно «связывать» только с непосредственно последнем продемонстрированным нежелательным поведением.
Эффект контраста. Позитивный контраст:собака ожидает обычное лакомство(например сухой корм),а вместо этого получает супер-бонус(например сыр).
В следующий раз собака напрягается більше в ожидании этого бонуса.
Негативный контраст:собака ожидает супер-бнус,а получает обычное лакомство.
В этом случае собака напрягается в следующий раз меньше(не стоит овчинка виделки)
Вариабельное подкрепление. В этом случае подкрепление происходит вне схемы, хаотично(принцип игровых автоматов).
Отправные точки:
Временные интервалы(то позже ,то раньше).
1.Длинна демонстрированного поведения(иногда ч-з 5 шагов,иногда ч-з 30,но не забывать поощрять и после первого шага!).
2.Увеличение загрузки. Увеличиваем загрузку,поощряем не ч-з 10 шагов,а ч-з 14. Собака после 10ти шагов начнете «обдумывать»-«Где поощрение? Я всегда получала поощрение ч-з 10 шагов! Может я прочиталась? Сейчас будет! Ещё немного!Вот-вот будет!» Тем самым мы подняли планку,доводя среднее число до 14 шагов. При этом естественно нужно поощрять по той схеме,которую использовали раннее.Просто на этом этапе мы подняли планку на 4 шага.
При этом собака входит в состояние ожидания .Если поощрение отсутствует-собака фрустрируется. До определённого момента это способствует мотивации,поскольку собака больше напрягается.
Если же проводник непоследователен и заканчивает фазу фрустрации преждевременно-поощряя собаку за неправильное поведение (например при отработке рядом,когда слишком долго не происходит подкрепления и собака начинает лаять или нюхать,а проводник подкрепляет её в надежде тем самым привлечь внимание собаки),тем самым он «гасит» фрустрации,вместо того,чтобы добиться правильного поведения,а потом за него поощрить. В этом случае фрустрация была использована даром…
Важно при таком поведении использовать принцип «да-нет»,т.е. при повышающейся фрустрации собаке помочь голосом или жестами показать правильный путь в исполнении упражнения.
Нежелательное поведение. Некоторые возможности для избежания нежелательного поведения.
-Использовать коррекцию при нежелательном поведении(например водянім пистолетом)
-"Установить" сигнал на остановку нежелательных действий=последнее предупреждение:если собака не прекратит нежелательное поведение-она лишится поощрения.
обучение сигналу на прекращение нежелательного поведения:
вызвать у собаки состояние ожидания,иными словами чаще и быстрее давать корм один за другим.
Построение поведения ожидания у собаки, т.е более быстрое кормление лакомством кусок за куском (сравните с кондиционированием на кликер), часто с "клик"
• Если собака очень напряженно и с радостным предвкушением ждет следующего лакомства, то рука с лакомством остается закрытой (фрустрация нарастает), и вводится новая команда для прекращения нежелательного действия (например, Фу!, Стоп!)
• Если при этом собака не пытается упорно достать еду из руки, а отстраняется, то мы подтверждается из другой руки!
• Собака должна знать, что когда слышен сигнал прерывания, то у нее нет шансов получить вознаграждение. Упражнение еще раз повторяется с начала, но в этот раз правильно, в этот раз надеемся, что по принципу «старайся сильнее»: на этот раз она старается больше для того, чтобы получить награду.
Комплексный метод.
-более длинные уражнения поделить на отдельные короткие отрезки и совмещать их между собой только при уверенном выполнении по отдельности.
-В зависимости от упражнения отдельные части начинать обучать либо с начала,либо с конца упражнения.При обучении с конца,когда присоединяется новая часть упражнения,собака заканчивает его уже выученной частью.
-произвольная форма.
-предоставлять помощь(если фрустрация становится слишком большой)=побуждать собаку выполнить действие
-при очень сложных упражнениях делить его на как можно мелкие фрагменты,чтобы по возможности избегать карательных мер.
Пример на апортировке. -апорт вложить в пасть,подкреплять спокойное удержание. Работать до закрепления навыка в этом фрагменте.
-тренировать ОП или ФП с апортом в зубах
-дать апорт в пасть,пройти самому вперёд на 1 м.,чтобы собака поднесла апорт и села в ФП.
-увеличивать расстояние
-ложить апорт перед собакой,тренировать самостоятельный подбор и посадку перед проводником.
-то же самое,но с увеличенным расстоянием между проводником и собакой.
-то же самое,но теперь проводник находится не перед собакой,а вместе с ней при посыле к апорту.
-вводится выдержка между броском апорта и посылом собаки за ним.
Учебный процесс. В общем есть четыре фазы, следующие одна за одной .
1-собака учится новому движению,прежде всего координации своего тела в контексте этого упр.
2-теперь собака должна "думать" больше не о движении,она уже знает,какие группы мышц используются данном контексте. Теперь она должна научиться когда она их должна задействовать
3-движения до этого обучались с наименьшим кол-вом раздражителей. На этом этапе вводятся отвлекающие факторы (например другое покрытие, собаки или люди в недалеке и т.д. Когда собака и в этой обстановке уверенно выполняет нужное действие-можно вводить команду.При этом опять вернувшись в обстановку без раздражителей.
4-усвоенный навык всё время "освежается" путём вариабельного подкрепления,которое держит собаку в напряжении.
Построение учебной программы. 1.Чему я хочу обучить? Разработайте цели и задачи настолько подробно,насколько это возможно.
Не в таком русле:собака должна сеть. А в таком: собака должна сесть сразу же в том месте,как только получит команду и оставаться там до тех пор,пока я не отменю действие.
Чем я буду поощрять собаку? Игрой или кормом?
2.Как долго собака может концентрироваться?Лучше тренировать чаще и короче,нежели реже и длительней.
3.На какой стадии обучения находится собака?
4.Насколько мотивирована собака? Может она освоить самостоятельно упражнение? Хотя бы часть?
К пункту №1.
Примерный план тренировки.
Раздел-например послушание.
Элемент №1- к примеру апорт.
Элемент 2-движение рядом
Элемент № 3-ФП.
подэлемент №3-прямая посадка.
подэлемент №2-зрительный контакт
подэлемент №1-спокойное удержание апорта.
взято отсюда:
http://barbara-julia-bj.de/CMS/?p=984 копирование на другие ресурсы запрещено